Сергей Шахрай о предложениях главы государства, направленных на совершенствование деятельности спортивных федераций
Многие российские федерации, и Национальная федерация бадминтона России (НФБР) не исключение, живо восприняли итоги Совета по спорту при президенте России, прошедшего в Казани. Разумеется, и предложения Д.А. Медведева о приходе к управлению федерациями профессионалов, менеджеров высокой квалификации – мы постараемся реализовать.
На ближайшей конференции НФБР я внесу на обсуждение целый пакет изменений в действующий устав федерации. Эти изменения связаны не только с итогами Совета по спорту, часть из них назрела давно – в связи с переменами, произошедшими в Мировой федерации бадминтона (BWF) и в российском законодательстве. На конференции мы обсудим необходимость создания нового органа - небольшого Наблюдательного совета. А высшим органом НФБР между конференциями (съездами) по проекту будет президиум, устроенный по коллегиальному принципу. В него войдут спортсмены, тренеры, представители регионов и поддерживающих федерацию организаций. «Исполнительную власть» будет осуществлять исполком и исполнительный директор федерации (это и будет тот профессионал, работающий на спорт 24 часа в сутки, о котором говорил Д.А. Медведев). Возможно, подумаем и об изменении названия федерации – для того, чтобы соответствовать тенденциям, которые сегодня есть в мировом бадминтоне. Надеюсь, конференция поддержит эти предложения, возможно с теми или иными изменениями.
Вместе с тем, следует отметить, что Национальная федерация бадминтона России – это общественная организация, созданная и функционирующая в полном соответствии с действующим законодательством России. При этом общественная она в самом прямом смысле слова – государством она как федерация не финансируется, президент зарплаты не получает, а зарубежные поездки на конгрессы и другие подобные международные мероприятия осуществляются за свой личный счет, да и случаются они не часто – 1-3 раза в год. Кстати, эти поездки были в основном связаны с тем поручением, которое было дано всем федерациям – войти в состав мировых и континентальных федераций, чтобы активно проводить интересы нашей страны на международной арене. Мы, как и некоторые коллеги, выполнили это поручение – вошли в состав Совета консулов BWF.
Вообще, предыдущий этап работы был достаточно плодотворным и важным – власть призывала руководителей разных рангов стать для спорта лидерами-локомотивами, способными вытащить федерации на новый уровень развития, прекратить их пробуксовку. И это во многом удалось. Может быть, нынешние предложения президента – это реакция на обозначившийся новый этап в развитии спорта.
Не исключаю, что процессы, происходящие в таких больших спортивных объединениях, как Российский футбольный союз и некоторых других вызвали к жизни нынешние предложения главы государства. Тут только не следует забывать о неравномерности развития разных видов спорта, эта неравномерность объективно существовала и существует – есть крупные федерации, а есть небольшие. Важно не потерять при реформах уже достигнутого, не ускорять процесса там, где перемены еще не назрели. Иными словами – не вводить уравниловку.
Безусловно, здесь, как в ходе любых реформ, возникает и целый ряд вопросов, на многие из которых пока нет ясных ответов. Например, как нам поступать на международной арене? Скажем, впервые в истории президентом Международной федерации фехтования стал представитель России – Алишер Усманов, да и в других федерациях целый ряд ведущих постов заняли россияне. Это повысило престиж российского спорта, нашей страны в целом. Сейчас откатываться назад было бы неправильно.
Для небольших федераций очень существенным может стать вопрос о найме высококлассных спортивных менеджеров-профессионалов. Многие могут просто не потянуть финансирование таких специалистов.
А вот еще аспект - не секрет, что во многих видах спорта нынешние руководители являются гарантом стабильности и спокойствия – только благодаря их избранию были ликвидированы расколы и многолетняя борьба за власть меду отдельными группами, пагубно влиявшими на развитие спорта. Что будет в случае их ухода? Да и в коммерческом плане возникает существенный вопрос. Как сложатся отношения с уже привлеченными партнерами и спонсорами после перемен? Продолжит ли бизнес помогать спорту?
Думаю, все это очень серьезные, а для многих федераций – жизненно важные вопросы. Надо найти такие ответы, чтобы нынешние перемены пошли на пользу российскому спорту.