Андрей Антропов (Александр Багдатьев)
Андрей Антропов – живая легенда отечественного бадминтона. В богатой коллекции этого прославленного чемпиона, участника Олимпийских игр в Барселоне 1992 года и Атланте 1996 года столько призов, что он и сам не знает их точное количество. Тем не менее и сейчас, на посту председателя совета Национальной федерации бадминтона России и одного из главных цензоров на международном турнире во Владивостоке
Russia Open-2012,
Андрей своей позиции не поменял: "
От побед устать невозможно", - таков постулат непобедимого в прошлом бадминтониста, а ныне успешного спортивного функционера, под руководством которого нынешняя сборная России впервые в истории отечественного бадминтона смогла завоевать пять олимпийских лицензий. Тем не менее разговор с корреспондентом
"МегаФон Спорт" не столько затронул дела нынешние, сколько стал неким путешествием в недавнее и славное прошлое. Тем более что в бадминтон, например, Андрей попал во многом не без доли везения, прибегать к которому в уже спортивные годы надобности не было.
- Андрей, давайте вспомним юные годы. Почему в те дни вы выбрали своей стезёй не футбол, например, или хоккей, как большинство ваших сверстников, а такой не самый популярный вид спорта, как бадминтон?
- Конечно, стандартная ситуация, когда мальчики выбирают футбол. Честно говоря, в те годы мой товарищ агитировал меня пойти и записаться в хоккейную секцию, но когда мы пришли, то в силу нашего возраста было рано. Нам тогда было по 10 лет. Тем не менее говорили, что всё-таки рановато.
Бадминтон, если честно, выбрал по чистой случайности. Мне по жизни везёт на хороших людей. Так произошло и в случае, когда я познакомился со своим первым и единственным тренером Владимиром Кузьмичом Суворкиным. Царство ему небесное. Он ходил по школам, высматривал себе молодых учеников. Однажды он зашёл в нашу, совершенно обычную школу в Омске, на территории которой располагался стандартный стадион, хоккейная коробка, лыжная база. Вместе с тем был и малюсенький, но зато собственный зал.
Андрей Антропов и Александр Гулин - тренер сборной России по физподготовке (Александр Багдатьев)
И вот в один прекрасный день в третьем классе шёл урок физкультуры, который проводила единственная на тот момент учительница. Она собрала учеников во дворе, где мы всегда занимались. В этот момент Владимир Кузьмич и проходил мимо нашей школы. Он зашёл и попросил для своей секции бадминтона хороших ребят, на что наша учительница ответила: "
Да берите весь класс, у меня все хорошие". В итоге мы все и пошли, а спустя годы Суворкин вырастил семь мастеров спорта. Я стал восьмым.
- Тем не менее вы же не сразу выбрали своей стезёй именно бадминтон. Наверняка попутно совмещали с занятиями другими видами спорта, которые тоже хотелось сделать своими основными в будущем?
- Какой бы талантливый ни был ребёнок, ключевую роль в его физическом воспитании играет тренер. Это безусловный и неоспоримый факт. Тренер – это учитель, педагог, отец – един во всех своих ролях.
«Если мне не изменяет память, то наш тренер 14 лет не уходил в отпуск вообще. Отдых для него был большим праздником. Из-за этого у него и в личной жизни не всё гладко было до поры и до времени. Причём даже когда всё устроилось, то он всегда с собой на сборы брал супругу.»
Он постоянно находился с нами. У него глаза горели, он хотел всегда больше, чем мы. Поэтому, повторюсь, роль тренера всегда ключевая. Естественно, насколько он грамотно видит ситуацию, настолько затем хорошо складывается результат. Он всегда хотел добиться максимального результата. Занятия он строил так, как сам видел. Сперва его задачей стояло укрепление наших суставов, мышц, связок. Одним словом, закладывал физиологический базис. К самому бадминтону он долго не подпускал нас, объясняя это тем, что мы ещё успеем в своей жизни наиграться. "У вас всё впереди. Вы ещё наиграетесь, так как всех вас ждут впереди большие успехи", - говаривал он в ту пору. При этом многие наши сверстники уже на тот момент лет пять играли в бадминтон.
Да, конечно, параллельно мы занимались многими видами спорта, но самым близким по духу, пожалуй, был настольный теннис. Это была школа, где изначально мы занимались на птичьих правах, а уже потом открыли секцию, которой активно помогал бадминтон. Так что тогда эти два вида спорта были родственными.
Андрей Антропов и Александр Гулин - тренер сборной России по физподготовке (Александр Багдатьев)
Естественно, в учебные годы мы все бегали на лыжах. Случались морозы до минус 25, но мы всегда в обязательном порядке шли на первые два урока кататься. Также всегда играли за школу в футбол, баскетбол, волейбол, мини-футбол. Тем не менее он всегда нас отпускал на эти встречи и даже приветствовал наше желание отстаивать честь школы, так как считал это очень важным делом. Одним словом, он всячески способствовал нашему всестороннему развитию: мы и в шахматы играли, и в шашки. Мы обязательно подтягивались на большее количество раз. У нас всегда были упражнения по общефизической подготовке (ОФП). Т. е. его главным постулатом было всестороннее развитие, которое должны было продлить наш спортивный век.
«Даже учитывая нынешние реалии и развитие спорта, те достижения Суворкина я считаю феноменальными, но посудите сами. За всё время занятий, а затем и выступлений на крупных турнирах, у нас ни у кого никогда не было ни одной серьёзной травмы.»
Я помню, как-то раз на какие-то соревнования с нами отправилась старшеклассница из 11-го класса, так вот, на турнире она умудрилась порвать ахилл. Для него этот факт стал личной трагедией, от которой он ещё долго отходил. Это была не его ученица, но она поехала с нами. Поэтому он сильно из-за этого переживал. Однако годы шли, но ни у кого ничего никогда не происходило. Это во многом благодаря его плодотворной и грамотной работе на первоначальном этапе.
- Существует много различных систем подготовки спортсменов. Иностранные специалисты, например, придерживаются более демократичной, основанной на доверии к подопечному. Наши тренеры делают ставку сборы, на тотальный контроль. По вашему мнению, какая система более эффективна?
- Конечно, всё идёт вперёд: наука, техника. Например, если раньше тебе нужна была какая-то книга, то тебе нужно было записываться в библиотеку, идти в неё, искать нужную книгу. Записывать те моменты, которые нужны. Затем брать новую. Сейчас этого всё делать абсолютно ненужно. Гораздо быстрее забить в поиск любого гаджета то, что тебе так необходимо, а затем спокойно выбрать самое нужное. Но вместе с тем эта доступность порождает другую проблему. Народ нынче стал более расслабленный, слабый что ли.
Андрей Антропов (Александр Багдатьев)
Если раньше, чтобы добиться нужного результата, нужно было больше перелопатить, вкалывать до последней капли пота, то сейчас многие вещи стали более доступными. Если сейчас посмотреть на сборные команды, то для нас очень важно, чтобы все направления были закрыты профессионалами. Я иногда вспоминаю наши сборы, тогда ни о каком диетологе невозможно было говорить. Талоны бы на питание получить, это уже большой праздник. А с экипировкой какие проблемы были! Раньше у нас в наличие находилось всего две ракетки, которые ты хранил, как зеницу ока, натягивал их сам.
«Конечно, сейчас мы стараемся усилить все позиции. На каждом посту, будь то тренер по физической подготовке или помощник тренера, должны работать профессионалы.»
Мы в своё время тоже не стеснялись и перенимали много чего из других видов спорта: у велосипедистов, борцов. Это вполне естественно, когда в команду по бадминтону берут тренера по ОФП из другого вида спорта. Насколько я знаю, очень много хоккеистов проходят подготовку у тренеров-бадминтонистов, аналогичное происходит в лёгкой атлетике, где привлекается специалист по художественной гимнастике, который занимается растяжкой спортсменов. Этот симбиоз лучших передовых технологий должен процветать в спорте. Я думаю, что это в итоге и даст хороший результат. Однако неизменным остаётся одно. У спортсмена и тренера и тогда, и сейчас должны быть глаза тигра, они должны хотеть, и хотеть очень сильно, быть голодными до побед. Каждую тренировку, соревнования надо обязательно выкладывать как можно лучше, быстрее, сильнее - и только тогда придёт результат.
Продолжение следует.