Виталий Дуркин (слева) и Александр Николаенко (справа) (Александр Багдатьев)
Победитель международного турнира
Russia Open-2012 в смешанном разряде, финалист парной категории, неоднократный призёр крупнейших турниров по бадминтону и член олимпийской сборной России
Александр Николаенко – один из самых опытных спортсменов в национальной команде. В 32 года Александр поедет в Лондон на свои первые Олимпийские игры, где намерен отдать всего себя, чтобы показать миру силу отечественной школы бадминтона. Сразу после победы в смешанном разряде на турнире
Russia Open-2012 Николаенко рассказал корреспонденту
"МегаФон Спорт" о скором главном старте в своей жизни – Олимпийских играх.
- Александр, меньше чем через месяц вам принимать старт на Олимпийских играх в Лондоне. Несмотря на то что вы спортсмен довольно опытный, для вас поездка на Олимпиаду станет первой в профессиональной карьере. Какие мысли, чувства сейчас у вас она вызывает?
- Безусловно, для меня это самый главный старт в жизни. За 32 года турниров более важных у меня пока не было.
«К этой Олимпиаде я шёл всю жизнь, долгие годы тренировок были направлены для достижения этой цели. Я готов отдать все силы, всего себя, чтобы достойно выступить на лондонских Олимпийских играх. Олимпиада – это всё для меня.»
Кроме того, очень хочу именно на Олимпийских играх показать всему миру, что в нашей стране есть хороший бадминтон.
- Многие дебютанты главных стартов четырёхлетия, особенно молодые ребята и девушки, отмечают, что, попадая на Олимпийские игры, они оказываются под жёстким прессингом ауры этого турнира. Порой эйфория, волнение мешает им продемонстрировать весь свой потенциал. Безусловно, на вашей стороне накопленный опыт. Но хватит ли его, ведь для вас эта Олимпиада – первая?
- В моём случае – это палка о двух концах. С одной стороны, я совсем не подвержен чувству эйфории. Даже не знаю, что нужно придумать или как на меня воздействовать, чтобы оно появилось. Но с другой – мандраж. Олимпиада – это очень серьёзный турнир, а для меня она ещё и первая. Для всех тех, кто приедет в Лондон, это главные соревнования в их жизни. Естественно, мандраж даст о себе знать.
Александр Николаенко (Александр Багдатьев)
Нужно искать золотую середину, постараться сохранить максимальную концентрацию, не обращая внимания на царящую вокруг атмосферу спортивного праздника. Вместе с тем главное – не загнать себя в угол, не перегореть из-за чрезмерной сосредоточенности на турнире. Это ещё хуже, чем пребывать в эйфории, под воздействием которой ты точно не покажешь всё, что умеешь. Правда, будешь играть расслабленно. Но мандраж, ступор ещё страшнее, в таком случае ты точно не сможешь показать свой лучший бадминтон.
- Как вы считаете, что во время Олимпийских игр выйдет на первый план: физическая готовность, удача, жребий, может быть, что-то другое?
- Физическая готовность – точно нет. Я уверен, что в Лондон все спортсмены приедут в своём наилучшем состоянии, которое позволит им бороться за медали. С этим, думаю, проблем ни у кого не будет, так как к Олимпиаде ведёт длинная дорога подготовительной работы. А вот что действительно может сказаться, так это такие мелочи, как встать с "правильной" ноги, выспаться, пребывать в хорошем настроении. Одним словом, на первый план на таком турнире выйдет психология. И неважно, опытный ты спортсмен или зелёный дебютант, голова есть у всех, а она подвержена различным влияниям. Выиграет тот, кто будет уверен в себе, решителен и настроен на победный лад.
- Вы сегодня микст играли довольно рано (в 10 по местному времени. – Прим. "МегаФон Спорт"), что не помешало обыграть в финале Russia Open-2012 частых соперников: Виталия Дуркина и Нину Вислову. Получается, проснулись?
- Для меня утренние матчи всегда складываются тяжело. И сегодня я поднялся с большим трудом. Кстати, у Леры (Сорокиной), моей партнёрши, ситуация аналогичная. Поэтому выходил на финал и думал о том, что не дай бог в Лондоне наши матчи попадут на утро, что сразу уберёт от моих возможностей процентов десять. Не могу утром играть. Другое дело – в обед или сразу после него.
Александр Николаенко и Валерия Сорокина (Александр Багдатьев)
- Главный тренер сборной России Клавдия Майорова в интервью нашему изданию отметила, что на Олимпиаде взору болельщиков предстанет совсем не лучший бадминтон, так как упомянутые психологические факторы будут мешать спортсменам его продемонстрировать. Согласны с такой точкой зрения?
- Конечно, во время Олимпийских игр могут сказаться разные факторы. Уверен, что никто не сможет отыграть на свои 100 процентов. Что-нибудь каждому из спортсменов будет мешать. Естественно, загадывать сейчас невозможно. Приведу пример прошлогоднего чемпионата мира, который проходил, кстати, в Лондоне в том самом зале, где нам предстоит бороться за олимпийские медали. Молодые англичане, которых мы с Лерой за несколько месяцев до отчётного турнира легко обыграли, выиграли серебряные медали.
«А чемпионат мира – это турнир ещё сложнее олимпийского, но со своей собственной психологией. Уверен, что сюрпризы возможны и в Лондоне.»
- А не опасаетесь немного необъективного судейства на Олимпиаде, что арбитры станут помогать местным спортсменам?
- Сложно сказать, хотя, конечно, в мире не очень много англичан, играющих на хорошем уровне в бадминтон. Да, наверное, будут, но это не должно сказаться на результате. У нас вид спорта таков, что даже несколько сомнительных аутов не могут повлиять на исход борьбы. Хотя, конечно, случалось и такое, что в решающий момент судьи вытаскивали своих. Мы играем на многих турнирах. Везде судят по-разному. В Корее, например, арбитры нагло помогают местным игрокам. В Европе – нет. Поэтому трудно сказать. Олимпиада покажет. И, потом, не забывайте, что судьи тоже люди, на них тоже будет отражаться психологический подтекст Игр.
- А как вы считаете, в Европе кому будут больше симпатизировать – европейцам или азиатам?
- Конечно, европейцам. Прежде всего чтобы подтянуть их к Азии, мы и без того слишком далеко отпустили азиатов. Поэтому если судьи вдруг и решат помогать, то точно европейцам. Либо никому.
Александр Николаенко и Виталий Дуркин (Александр Багдатьев)
- По мнению Клавдии Майоровой, выиграть чемпионат мира и Олимпиаду – это не одно и то же. В первом случае это сделать сложнее. В этом вы тоже солидарны со своим тренером?
- Не скажу, что полностью согласен, так как оба эти соревнования выиграть невероятно трудно, а оба эти достижения заслуживают огромного уважения. Я думаю, что наш тренер так сказал, акцентируя внимание исключительно на психологическом моменте, ведь на обоих турнирах он разный. Та же Олимпиада очень сильно давит своими пятью кольцами на голову, например (улыбается). На чемпионате же мира небольшой крен на стороне техники и тактики. Отсюда и такие выводы о сложности завоевания одного титула и лёгкости другого.
- Минувший отборочный олимпийский цикл наглядно показал, что Россия в бадминтоне идёт правильным путём, наглядным подтверждением чего будут пять завоёванных олимпийских лицензий. За счёт чего удалось добиться такого хорошего результата за последние годы?
- В первую очередь за счёт дисциплины. Плюс, конечно, сказывается огромное внимание к нашему виду спорта в последнее время. Не так давно Путин с Медведевым играли в бадминтон, после чего стали появляться анекдоты и смешные истории про наш вид спорта. Уже частенько стали появляться в рекламе ракетки с воланчиком. Всё это придаёт огромный импульс развитию бадминтона.
«Спасибо Шахраю Сергею Михайловичу – нашему президенту. Он хоть и не частый гость на турнирах, но делает всё возможное для развития бадминтона. И его работа хорошо видна, особенно по нашим результатам, которые тоже совсем не случайны.»
Нам сильно подняли дисциплину, у нас стало гораздо больше сборов, чем это было раньше, мы стабильно проводим по две-три тренировки в день. Раньше такого не было. Сейчас очень много внимания нам уделяется, в результате мы стали больше отдавать себя, больше работать, трудиться, стараться. Да и по-другому никак. Когда вокруг тебя работает отлаженная система, ты уже сам иначе не можешь, когда наоборот, то… сами понимаете.
Александр Николаенко и Валерия Сорокина на пьедестале почета турнира Russia Open-2012 (Александр Багдатьев)
- Нашему требовательному болельщику на любых соревнованиях нужны медали. Естественно, выступления отечественных спортсменов будет рассматриваться исключительно через призму достигнутого результата, критерием которого будут медали. На что способна наша сборная? Могут ли они побороться за олимпийские медали?
- Шансы у нас есть. Не могу сказать, что их очень много, но самое главное – они есть. Их даже не 50 на 50, их не очень много. Как это ни прискорбно, это объективный взгляд на нынешнее положение дел. Но в то же время этот сезон показал, что мы вышли совершенно на новый уровень. Где-то кто-то из нас да выстреливает на крупнейших турнирах. Так, например, было у нас с Лерой в Корее, где мы взяли бронзу на соревнованиях из серии "Премьер". Так что всё возможно, тем более что на Олимпиаде будут те же самые игроки, что и в Корее. Мало того, многие из сильных бадминтонистов в силу специфики олимпийского отбора останутся дома. Отбор был сложный, многие отсеялись. Тот турнир был очень трудным для нас, но он показал, что мы можем бороться за медали. После него и самооценка чуть повысилась, мы поверили в себя, поняли, что получается хорошо, что выходим на новый уровень. Хочется, чтобы Олимпиада закрепила в нас эти мысли и мы сделали ещё один шажок вперёд.
- Не секрет, что именно ваш микст с Валерий Сорокиной многие специалисты причисляют к претендентам на олимпийские медали. Вы готовы к такому грузу доверия?
- Я очень рассчитываю побороться за награды, но стараюсь не думать об этом, не слушать людей вокруг, которые об этом говорят, потому что знаю, что если буду зацикливаться на этой теме, то могу и перегореть. У меня такое бывало на ряде ответственных турниров.
«На Олимпиаде постараюсь выкинуть все лишнее из головы. Буду играть в свой бадминтон, в который умею. Главное – показать всё, на что способен.»
Александр Николаенко и Валерия Сорокина (Александр Багдатьев)
- В каком состоянии подходите к Олимпиаде. Наверняка старые болячки беспокоят?
- Я не думаю об этом. Все болячки, микротравмы будем лечить уже после Игр. Я закрываю на них глаза. Терплю, работаю. Как известно, не бывает спортсменов, у которых ничего не болит. Тем более надо всего месяц потерпеть, потом уже будет восстанавливаться, лечиться.
- И напоследок расскажите, пожалуйста, о происхождении вашего довольно интересного прозвища в сборной – "Джим"? Почему Джим? Кто вас так назвал?
- Это было давно. В 1996 году я поехал на свои первые сборы, на которых собралось много спортсменов из Нижнего Новгорода. Так получилось, что мы попали в компанию к ребятам 78-го года рождения, а я – 80-го. Вместе со мной на сборы приехало трое Саш. Частенько по вечерам играли в покер. Было нас семеро, а карт хватало только на шестерых. Вот мы и играли навылет. Результаты фиксировали в блокноте. А как меня написать? Саш-то трое. В итоге меня написали, как Джуниор, так как в это же время на сборах был мой старший брат. Потом Джуниор трансформировалось в Джуна, Джина, так как Джуниор писалось длинновато. В итоге за неделю я превратился в Джима. Я сам удивляюсь, но факт: в мире меня больше знают как Джима, а не Сашу. Вот такая история (улыбается).