НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
БАДМИНТОНА РОССИИ
 
поиск по сайту | добавить в избранное

Шахрай: система управления спортом требует реформ

Главная | О федерации | Новости федерации | Шахрай: система управления спортом требует...
14.07.2010 12:44

Шахрай: система управления спортом требует реформРуководитель аппарата Счётной палаты РФ Сергей Шахрай подробно рассказал Чемпионату.ру об отчёте по завершении исследования эффективности использования бюджетных средств Минспортом перед ОИ-2010.

12 июля 2010 года
Источник: "Чемпионат.ру" 
Авторы: Артём Загумённов , Александр Багдатьев 

— Скажите, пожалуйста, кем была инициирована проверка эффективности использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования, направленных на подготовку и проведение XXI Олимпийских зимних игр и X Паралимпийских зимних игр 2010 года в Ванкувере?
— Проверка была проведена на основании поручения президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. № Пр-996. Причиной этого во многом послужили итоги выступления нашей сборной на зимних Олимпийских играх в Ванкувере.

— Как осуществлялась проверка? Сколько времени на неё ушло и каковы её краткие итоги?
— Проверка длилась достаточно продолжительное время. Это связано со сложностью выявления расходов на олимпийский спорт и на подготовку к Олимпийским играм. Во-первых, сегодня финансирование спорта "размазано" между целым рядом организаций – им занимается не только Министерство спорта, но и Министерство здравоохранения, и Министерство образования и целый ряд других, в том числе Министерство обороны, например. Существенно осложняло работу то, что в настоящий момент из бюджета до конкретной цели деньги идут очень извилистым путём.

Кроме того, в ходе проверки мы не только сравнивали данные из разных источников, но и изучили зарубежный опыт – Счётные палаты во всём мире активно занимаются проверками расходования средств на олимпийский спорт. Особенно хорошо эта работа поставлена в Великобритании, которая готовится к проведению летних Олимпийских игр 2012 года. Можно сказать, что проверка эффективности расходов на олимпийский спорт стала международным трендом.

Что касается итогов, то первое, что следует отметить: на подготовку спортсменов в нашей стране денег выделяется достаточно. Всего было потрачено из федерального бюджета и внебюджетных источников 6,2 млрд рублей. Расходы на подготовку одного спортсмена составили в среднем около полумиллиона рублей в год, что соответствует среднеевропейскому уровню.

Например, в Великобритании спортсмен, финансируемый по целевой программе подготовки к Олимпийским играм (World Class Performance Programme), получает на свои расходы (зарплата и расходы на участие в соревнованиях) в среднем 12 тыс. фунтов в год – те же 500 тыс. рублей.

Разумеется, при достаточном финансировании мы вправе ожидать положительного спортивного результата. Однако этого не произошло. Мы оценили эффективность по принятому в мире индикатору, который так и называется "индикатор эффективности, основанный на количестве полученных медалей" (medal-based performance indicator). В европейских странах в неудачные годы цена медали по этому критерию колебалась в пределах 2-4 миллионов евро. В нашем же случае она составила более 388 миллионов рублей, а это почти 10 миллионов евро за одну медаль. Откуда такая низкая эффективность? Прежде всего стоит отметить неудачную систему управления этим "производством медалей" - в период подготовки к Ванкуверу не было единого субъекта, который бы занимался всем циклом "подготовки олимпийских побед" и отвечал за это. В результате мы постоянно опаздывали с решениями, подготовка спортсменов была практически пущена на самотёк, и настоящие усилия прилагались только для обеспечения самого участия в Олимпийских играх. Предолимпийский период показал крайне низкую готовность нашего спортивного менеджмента, отсутствие квалифицированных кадров. Единичные исключения только подчёркивают правило.

Но была выявлена не только неэффективность управления, но и прямые нарушения. Совершенно очевидно, что прежде всего нужно навести элементарный порядок, то есть сделать так, чтобы перестали воровать. Проверка наглядно показала, что сегодня система реализации Единого календарного плана (ЕКП) – зона повышенного коррупционного риска. Выявлены просто вопиющие случаи – например, когда ООО "Агора АйТи" - фирма с уставным капиталом 10 тысяч рублей, которая специализируется на информатизации и установке пожарной сигнализации, получила контракт на три с лишним миллиарда рублей и будет финансировать организацию пять тысяч спортивных мероприятий по всей стране! Её вознаграждение при этом составит всего 50 руб. в год. То есть стоимость услуги – 1 копейка за каждое спортивное мероприятие.

Миллиарды бюджетных средств уходят в коммерческие банки, там крутятся, а потом частично возвращаются в бюджет.

Из года в год конкурсы на освоение миллиардных сумм бюджетных средств выигрывают фирмы, которыми управляют одни и те же лица. Более того, отработав год, эти фирмы ликвидируются различными способами в отдалённых регионах. Все эти и многие другие факты были обнародованы – с ними можно ознакомиться.

— Какова была реакция правительства, когда Счётная палата огласила результаты проверки?
— Председатель правительства Владимир Путин очень высоко оценил проделанную работу. Он прервал возможные возражения со стороны министра спорта, сказав, что здесь нечего обсуждать – нужно выполнять те рекомендации, которая дала Счётная палата по результатам своей проверки. Реакцию президента России мы узнаем 30 июля, когда в рамках форума "Россия - спортивная держава" состоится очередное заседание Совета по спорту при президенте. Счётная палата на этом заседании будет представлена её председателем Сергеем Степашиным, который является членом президиума, и мной.

— Скажите, пожалуйста, как, по вашему мнению, может развиваться ситуация в дальнейшем?
— Все сведения о прямых нарушениях переданы в следственный комитет и МВД, и там ими серьёзно займутся.

В остальном же мы надеемся, что будут выполнены те рекомендации, которые были сформулированы по итогам проверки. Прежде всего требует серьёзного реформирования система управления спортом в целом. Должны быть заключены трёхсторонние соглашения между федерациями, Минспортом и ОКР – тремя главными участниками процесса подготовки будущих медалистов. На основании этих соглашений должно осуществляться целевое финансирование федераций (то есть тех, кто непосредственно отвечает за результат) из бюджета в форме субсидий. Юридическое основание для этого есть - Федеральный закон от 05 апреля 2010 г. № 40.

Но субсидироваться должны только те федерации, которые будут к этому готовы – они должны иметь хорошего уровня менеджмент и аудит. То есть федерации, желающие получить деньги из бюджета, должны будут провести серьёзные преобразования, соответствующие современным требованиям.

Надеемся также, что будет изменена бюджетная классификация и деньги, которые сейчас "размазаны" по нескольким ведомствам и по множеству разделов, будут сведены воедино. После этого спорт в России станет, как и во всём мире, отраслью – и спортивной, и отраслью экономики, так называемым "экономическим кластером". В результате олимпийский спорт может стать одним из источников развития экономики страны, возможно, не менее прибыльным, чем нанотехнологии, силиконовые долины и другие современные экономически направления.


вернуться к списку



наши партнёры

 

 



 





 
 
2006 - 2024
Национальная Федерация Бадминтона России
Создание сайта: Евросайт