Завершился чемпионат Европы среди мужских и женских команд по бадминтону в Варшаве (Польша). В качестве тренера сборной России впервые в этом турнире принимала участие Клавдия Майорова, ранее в течение ряда лет возглавлявшая команду Польши. Дебют оказался успешным – российская женская команда вышла в финал и завоевала титул вице-чемпионов Европы, оказав упорное сопротивление в решающем матче действующим чемпионам – Дании. Мужская команда вышла из группы на первом месте, не проиграв ни одного матча, и в итоге заняла пятое место.
По результатам турнира Клавдия Майорова ответила на ряд вопросов сайта Национальной федерации бадминтона России.
Торстен Берг сказал мне: «Славянки хотят работать, и не так избалованы, как другие европейские женщины»
Как Вы оцениваете российскую сборную, пройдя с ней первый серьезный турнир?
Я вижу этих игроков серьезно уже год– в прошлом сезоне меня пригласил в качестве тренера клуб российской Суперлиги «Фаворит-Раменское». Участвуя в играх клубного чемпионата России, я достаточно хорошо познакомилась с нашими ведущими спортсменами. Но должна сказать, что на чемпионате Европы я увидела этих игроков с новой стороны. Все-таки международный уровень и внутренние соревнования – это большая разница. Внутри страны спортсмены все хорошо знают – соперника, залы, судейство. Они играют в привычной обстановке, знают, что от кого ожидать. Лидеры в этих условиях максимально расслаблены и спокойны и демонстрируют уверенную игру. Совершенно другая ситуация на чемпионате Европы – другая ответственность, другое напряжение. Именно здесь проявляются все психологические нюансы и выходят наружу проблемы каждого. Совсем другая атмосфера! На таком психологическом фоне идет совершенно другая игра, быстрее наступает усталость, вместе с ней падает качество. Вот эту усталость нужно уметь в себе преодолевать, особенно ту, что мы называем «первой мертвой точкой».
Еще до приезда в Россию я встречала этих игроков на международных турнирах и видела, что иногда они проигрывают тем спортсменам, которым не должны бы. Почему? Сейчас была возможность взглянуть на всех внимательнее, и многое выяснилось. Главное, что могу сказать по женской команде – все наши девчонки бойцы. Это не было для меня удивительно. Когда-то я только начинала выводить на крупные международные турниры пару Камилла Августин/Надежда Костючек. Увидев их, тогдашний президент Европейского союза бадминтона Торстен Берг сказал мне: «Ты добьешься большого успеха со славянками. Потому, что они хотят работать, и не так избалованы, как другие европейские женщины». Действительно у нас в России во многих регионах конечно более сложные бытовые, жизненные условия, чем в странах центральной Европы. Все это закаляет характеры, учит работоспособности. Они тяжело работают и это видно на площадке – они не боятся усталости. Это плюс.
А вот минус - очень мало кто из наших игроков хорошо знает свою психику, знает, какое напряжение может выдержать. А это обязательно надо знать! Мы пытались учиться этому на сборе – определить, кто сколько может держать концентрацию. Мы делали простое упражнение – по ходу игры спортсмен должен вычеркивать букву «О» или «А» на листе бумаги. Было видно, что первые две минуты никто не ошибался, после 3-4 минут появляются ошибки, а под конец у некоторых ошибок становится очень много. И так каждый узнавал о себе – сколько он может держать концентрацию. А если знаешь это, то можно использовать знание в игре – некоторые могут подряд 4-5 очков играть на полной концентрации, а некоторые только два. Значит надо уметь комбинировать, чтобы вовремя отдохнуть, перестроиться и снова включаться в игру.
В принципе по показателям утомляемости российские спортсмены ни сколько не уступают тем, с которыми я работала раньше – это примерно такой же уровень. Это сходство объяснимо, так и должно быть – везде на высоком мировом уровне играют игроки быстрые, с высокой скоростью. У таких - нервная система возбудимая, она дает взрыв, быстро утомляется после этого, но и быстро восстанавливается. Игроки же с более стабильной психикой играют медленнее, спокойнее, держат волан – более защитного плана. Они дольше держат концентрацию, но зато уж если устанут, то и восстановиться им тяжело. Это разные типы игроков, и нужно уметь использовать свои особенности.
У других стран игроки точно такие же в этом смысле: и у китайцев, и у индонезийцев – никто не может играть так, чтобы раз – и все выиграть. Опытному глазу всегда видно, какой игрок, какая у него нервная система и сколько он может выдержать. Если наши ребята будут получше знать себя, то они смогут лучше анализировать подобные же возможности соперника, смогут прогнозировать, на что они способны. Это очень важно – потому что тогда они не будут думать, что они хуже, чем кто-то. А ведь тут дело только в знаниях, которыми необходимо нашим ребятам овладеть.
Одни всегда говорят «я», другие – «мы», третьи – «они»
Командные соревнования отличаются от личных, что такое, по Вашему мнению, командный дух, и есть ли у нас боеспособная команда на сегодня?
У меня как у спортсменки всегда командные результаты были лучше, чем личные. Возможно, это передалось мне и как тренеру. В команде всегда возникает мотивация – не подвести других. Есть несколько типов людей. Одни всегда говорят «я», другие – «мы», третьи – «они».
Вот те, кто говорят «они» - не подходят для команды. И в российских командах такого почти нет. Интересно, что те, кто говорят «они» обычно выбирают парные разряды – они для них более психологически удобны, есть возможность несколько «размазать» ответственность. Такие игроки не любят играть одиночки. Напротив, те, кто говорит «я» - это чаще всего одиночники. У нас в команде были в основном «мы» и «я». У девочек вообще не было тех, которые говорят «они». Это играло свою роль, и мы видим результат – финал чемпионата Европы.
К сожалению, в мужской команде подобная психологическая проблема «они должны» проявилась, пожалуй, у Владимира Иванова. Это мешает ему полностью выложиться, он не может терпеть боль. Конечно, над этим надо серьезно работать, особенно в одиночке. Потому, что в паре, как я и говорила, это особенно незаметно и игре не мешает. И мы старались с Николаем Зуевым помочь Владимиру, порой просто накрутить, разозлить его перед выходом на корт, чтобы на этих эмоциях он выдал свою лучшую игру, а на сегодняшний момент, конечно, ему нужен серьезный тренерский контроль и помощь.
Я научила спортсменов кричать перед игрой обязательно всей командой
Как удавалось настраивать командный дух? Менялся ли он от игре к игре?
На самих соревнованиях, когда команда идет по сетке, конечно, наблюдается естественный рост мотивации – уже есть результат и хочется показать лучший. Основа же командного духа закладывается на тренировках. Мы специально проводили разнообразные игры, призванные сплотить командный дух. Ну, например, играют команды, и если кто-то допускает ошибку, то отдает свою ракетку. Постепенно у команды остается все меньше и меньше ракеток. Другие мотивации для них придумывали, ну, например, играется матч и члены команды, которая выиграет, не идут завтра на тренировку в 7:15. Конечно, тогда такие игры бывали, что спортсмены прямо ныряли за каждым воланом (смеется). Ну и просто подвижных командных игр много давали – это мобилизует игроков.
Еще одно правило мы соблюдали - перед командной игрой на тренировках важно не выделять кого-то одного – все должны чувствовать, что они очень нужны команде и должны ей помочь, а не то, что все внимание на первых номеров. Думаю, это и помогло сплотить команду.
Я, кстати, научила их кричать перед игрой обязательно всей командой. Объяснила, что это мобилизует перед встречей, дает ту энергию, которая встанет вокруг вас как стеной, объединит, и будет помогать играть. В результате, я думаю, что командный дух все-таки был в обеих наших командах. Это чувство, в конце концов, родилось в какой-то мере у каждого, и все старались. Появились даже внешние проявления этого, например, девчонки придумали выходить на игры одинаково прихватывая свои волосы тремя резинками - цветов российского флага. Это очень хорошо.
У россиян за границей сейчас достаточно высокая самооценка
Патриотизм - есть ли он в спорте и у команд? Играет ли это в спорте роль у нас и у других?
Это очень зависит от того воспитания, которое дается молодежи в стране в целом. Патриотический дух очень заметен, прежде всего, в двух командах – Германии и Голландии. Наверное, это команды, в которых самые патриотичные игроки. У нас тоже есть патриотизм. Это было заметно, например, когда стартовала зимняя Олимпиада – наши игроки начали переживать, болеть за российских спортсменов. По тому, как они это делали, патриотизм был виден. Кроме того, я бы сказала, что у россиян за границей сейчас достаточно высокая самооценка. Во многих странах мира, благодаря нашим туристам, сложилось представление о россиянах как о достаточно благополучных, кредитоспособных людях. Это отношение чувствуется и конечно помогает и нашим игрокам – они комфортно ощущают себя за рубежом и соответственно имеют хороший настрой.
Зарубежные тренеры видят в нашей команде очень большой потенциал
Как оценивают наши команды представители других стран?
На командных турнирах нет большого времени для общения между тренерами, все достаточно быстро и коротко, сводится к поздравлениям друг друга, не больше. Но то как нас оценивают отлично видно по тому, как команды готовятся к встрече с Россией. И я скажу, что все команды к нам готовились очень серьезно – тренеры дополнительно собирали игроков перед матчем с нами, давали инструкции. Все это говорит о том, что нас в какой-то степени бояться, в том смысле, что мы можем! Польские тренеры, с которыми я общалась в большей степени подходили и говорили, что видят в нашей команде очень большой потенциал. И это правда, я уверена, что они не ошибаются.
У нас много тренеров-энтузиастов, фанатов, которые очень много вкладывают в своих игроков, в других странах я не вижу такого
Каковы основные наши сильные и слабые стороны?
Самая большая проблема в том, что нет значительной конкуренции на высоком уровне. Среди спортсменов среднего звена конкуренция достаточно высока, а вот среди сильнейших она заметно слабее и это проблема, потому, что спортсмены не прибавляют так быстро, как надо. Надо создать такие условия, чтобы те же Дуркин и Николаенко чувствовали дыхание в спину, а не выходили дежурно выигрывать. Причем это важно не только для воспитания психологии, но и для роста техники, скорости ударов. Ведь когда наши начинают играть с азиатами, то сталкиваются с огромной скоростью вылета волана, на которой обработать волан тяжело. Этого нам не хватает – нам нужны совместные тренировки, нам нужны выступления на турнирах высшего ранга. Да, они там могут проиграть в первом турне, но потом они идут на тренировку в зал с теми же азиатскими игроками, общаются, играют спарринги, перенимают технику и привыкают к той скорости, которую мы не сможем точно смоделировать у себя.
А наши плюсы в том, что у нас очень большая страна и большое разнообразие тренерских школ – такое мало, где есть. Кроме того, еще с советских времен наши тренеры очень хорошо подготовлены теоретически благодаря ВУЗовскому образованию. Они хорошо знают и основы физвоспитания, физиологию и многое другое. Такова была система образования, которая закладывала все это. Это наш плюс. Кроме того, у нас много тренеров-энтузиастов, фанатов, которые очень много вкладывают в своих игроков, благодаря чему у них такой высокий потенциал. В других странах я не вижу такого подхода тренеров к своим воспитанникам. Кроме Дании, пожалуй, в которой просто прекрасные традиции бадминтона, где любой учитель физкультуры очень многое знает про бадминтон.
Наши игроки бегают, и бегают очень неплохо!
Какие на Ваш взгляд игры на турнире были для нас наши лучшими, кто из спортсменов себя смог проявить?
Мне понравилась Элла Диль в матче с Шотландией. Я немного боялась этой игры, потому, что она ведь недавно проиграла Сюзан Егелстафф, с которой ей нужно было встречаться, и могли быть психологические проблемы. Но тут стоит отметить, что Элла показала себя с лучшей стороны.
Она профессионал – это видно по всему, по ее отношению к здоровью, к тренировкам. И не только в этом – она продемонстрировала великолепное умение реализовать ту тактику, которую ей предлагает тренер. Я вижу, что у нее тоже есть очень хороший потенциал. Сейчас у Диль есть целый ряд ошибок, замедляющих ее движение. Эти ошибки можно быстро исправить и мы увидим новые возможности Эллы, как она пойдет вперед! Уже сейчас мы договорились, что она поработает над рядом моментов и, думаю, результат многих порадует!
От Малькова я ожидала большего. Но надо сказать, что от игры к игре он прибавлял, хотя так и не показал пока всех своих возможностей.
Прокопенко в финале в матче против Йоргенсен проявила себя с хорошей стороны. Датская девочка очень неплохо подготовлена технически. В ее арсенале есть закрытые удары, на которое очень непросто реагировать. Но Настя вообще талант в одиночке, умеет терпеть – ее надо чуть подшлифовать, и можно получить игрока высокого уровня. А подачу мы ее научим подавать! Да, она не подала в выигранном матче 13 подач. Но это просто небольшой огрех в технике. Мы уже поговорили про небольшие тонкости позиции при подаче, она поработает и все будет нормально, стабильно.
Таня Бибик все игры сыграла очень стабильно. Тренеры других команд подходили ко мне и говорили: «Ну у тебя там на второй ракетке моторчик работает!». Она тоже профессионалка по отношению и к играм, и к тренировочному процессу, и к реализации тактических заданий. Мы начали с ней работать где-то полтора года назад, и она поверила, что сможет играть на высоком уровне. Некоторых смущал ее небольшой рост, но на самом деле это не помеха – не так уж он и мал, во-первых, я это знаю, потому что она моего роста. Но Таня очень динамична, очень стабильна. Ее можно спокойно психологически готовить к тому, чтобы она была в первой двадцатке мира. В принципе многие наши девчонки неплохо подготовлены и обладают достаточным арсеналом средств.
Та же Настя Прокопенко вполне может выполнить смеш в прыжке с двух ног. Но она не делает этого, потому что не верит себе. И конечно есть проблема общей физической подготовки, атлетизма. Сейчас все понемногу начинают этим заниматься – и Элла у себя, и Прокопенко, и остальные. И я показала уже игрокам комплекс для работы в ходе соревнований, а летом мы пройдем тот комплекс, который необходим в подготовительный период. Мы будем контролировать эту силовую работу, которая довольно запущена. Зато наши игроки берут другим – они бегают и бегают очень неплохо!
Мне очень понравился Стас Пухов. Он всегда имел такой внешний образ бунтовщика, что ли. Но это очень обманчиво. Достаточно посмотреть на него в Суперлиге, когда он приезжает со своим клубом «Приморье» - видно, что он лидер этой команды, он ведет ее. В этот раз клуб, с которым я работаю, «Фаворит-Раменское» проиграл «Приморью» и я считаю, что это из-за него – он сумел буквально вдохнуть жизнь в уставших уже игроков! И он полностью отдает себя борьбе. Кроме того, Стас очень интересно играет! Перед чемпионатом Европы он был очень хорошо готов, что было видно уже на чемпионате России. В паре он прекрасно – как за руку – ведет своего партнера Евгения Дремина, и смотреть за их игрой очень интересно.
Я думаю, что он будет неплохим тренером, потому что, по-моему, он уже сейчас многое видит уже именно на тренерском уровне. И на сборе было с ним работать интересно – он хорошо анализировал многие вещи.
Созонов, к сожалению, ничего не показал – только начал играть и выбыл из-за травмы. Но он игрок перспективный и если с ним работать, то он будет хорошим одиночником. Конечно, на его примере видна необходимость специализации. Наши игроки играют по нескольку разрядов – и это все равно, что гнаться за двумя зайцами. Во всем мире это уже не так и это не случайно. Хотя, конечно, в команде очень удобно, если спортсмен может играть не один разряд.
Игроки поняли, что только они могут сделать результат – так думал каждый.
Могли ли мы взять золото на этом турнире или поражение было неизбежным – слишком силен соперник?
Перед игрой эмоционально чувствовалось, что никто особо не верит в возможность победы. Особенно после того, как я не поставила на игру Вислову. Она хотела играть, но она уже подвернула ногу в игре с Англией, потом я поставила ее на матч с Голландией. У нее болела нога, соперницы это прочувствовали и стали строить игру через нее, выросли нагрузки, нога разболелась еще больше. Доктор сказал, что ее уже нельзя ставить, потому, что можно получить большую проблему, с которой потом долго придется справляться. И я решила ее не ставить. Разумеется, после этого наша задача усложнилась. Но, как ни странно, это подхлестнуло других игроков – они поняли, что за плечами уже нет сильной пары, на которую можно чуть-чуть понадеяться, переложить внутренне ответственность с себя. И они отмобилизовались, потому, что поняли, что только они могут сделать результат – так думал каждый. Все выходили на игру уже как на бой. Выиграла Таня, неуверенно начала Прокопенко, но ко второму гейму стало видно, что она тут ничего не отдаст. Бибик и Голованова тоже вышли бороться.
Хотя перед игрой все считали эту игру за проигранную. К сожалению, в последней паре Валерия Сорокина не смогла взять на себя игру. Мотором в их обычной паре является Нина Вислова, и Лера привыкла к этому. Но в паре с Прокопенко получился сложный психологический момент. Сорокина стоит гораздо выше как парница, чем Прокопенко. Поэтому Настя никак не могла лидировать, а у Леры это не вполне получилось – ей не хватило лидерских качеств. Я пыталась уговорить Леру играть под себя, взять игру на себя. И во второй партии это на какой-то момент у нее получилось. И сразу пошел результат – наши здорово вырвались вперед. К сожалению, действовать до конца в непривычной для себя роли лидера Лера не смогла. Но если бы они все-таки выиграли второй гейм, все могло бы получиться иначе – третий гейм решающего матча финала – датчанки бы начали заметно мандражировать, и был бы совсем другой психологический фон! В перерыве можно было бы снова уговорить Леру стать лидерам, и, может быть, это удалось бы.
Главное настроить девчонок, чтобы они не боялись и показали свою максимальную игру
Благодаря успеху на чемпионате Европы, мы завоевали путевку на чемпионат мира среди женских команд - Кубок Убер. Каковы наши перспективы на этом турнире?
Посмотрим, какие будут команды. Конечно, Китай и Корея для нас пока тяжелые соперники. Но в Азии есть некоторые страны, у которых можно психологически выигрывать. Та же Корея и Япония – они молодцы, пока сильно ведут. Но стоит им навязать борьбу, прижать их посильнее – они часто начинают уже поддаваться. У меня есть опыт борьбы с азиатскими школами бадминтона, и мы будем его использовать. Главное настроить девчонок, чтобы они не боялись и показали свою максимальную игру. И мы должны будем дать бой, прежде всего, европейским командам, поставить там себе цель их уже обыграть. Я думаю, мы уже поедем туда, чтобы увидеть свою истинную цену.
Фото: Kuba Piotr Nowotny